Обратный звонок

Что такое дебиторская задолженность?

Назад в базу знаний
 

Дебиторская задолженность — это сумма задолженности, которая причитается компании, предприятию, банку или физическому лицу со стороны других юридических или физических лиц.

Слово «Дебитор» произошло от латинского слова debere, которое в переводе означает «быть должным» или от латинского debitum — долг, обязанность. Понятие «дебиторская задолженность» широко употребляется в бухгалтерском учете, юриспруденции, является объектом учета в организациях и на предприятиях.

Виды дебиторской задолженности, принятые в бухучете.

Нормальная дебиторская задолженность — задолженность за товары или услуги, право собственности на которые уже принадлежит покупателю, но срок оплаты по взаимной договоренности еще не наступил.

Просроченная дебиторская задолженность — задолженность за товары и услуги, оплата которой по которым в оговоренный (в договоре) срок не поступила.

Просроченная дебиторская задолженность может быть: сомнительной и безнадежной.

Управление дебиторской задолженностью на предприятиях осуществляется в рамках управления оборотными активами. Этим, как правило, занимается финансовый менеджмент, но часто функции по работе с дебиторской задолженностью распределены между генеральным директором, коммерческим директором, менеджерами и юридическим отделом. Обучение коллекторов и специалистов по работе с дебиторской задолженностью подразумевает тщательную проработку со слушателями каждого этапа работы с дебиторской задолженностью и должниками, отработку на практике всех нюансов проведения переговоров, а также изучение специфики работы с претензиями и подачи исков в суд.

Методы управления дебиторской задолженностью зависят от этапа работы:

  1. На предварительном этапе работы с клиентами (проведение переговоров о выдаче кредита) контролируется правильность составления всех документов, фиксирующих факт возникновения дебиторской задолженности. Оговаривается и прописывается с заемщиком процедура возврата задолженности (суммы и сроки). Оценивается надежность клиента и принимается решение о выдаче кредита.

  2. Этап активной текущей работы с клиентом. Отслеживаются факты оплаты долга, правильность заполнения текущих первичных документов, решается вопрос о кредитном лимите и штрафах за просрочку платежей, если есть такая необходимость.

  3. Активная работа с клиентом в случае образования просроченной дебиторской задолженности (на досудебной стадии). Возникшая дебиторская задолженность оценивается с точки зрения возможности ее возврата должником. Проводится работа по оценке действительной платежеспособности клиента. Ведутся переговоры по возврату долга. По результатам переговоров, принимается решение о дальнейшей работе с клиентом.

  4. Этап юридической работы с клиентом (переговорный процесс не принес результатов). Существует немало методов возврата дебиторской задолженности. Принимается решение, в каком порядке требовать задолженность:

  • в судебном силами юристов компании

  • передать задолженность в работу коллекторским агентствам, которые проведут необходимые мероприятия для получения оплаты в досудебно, судебном или исполнительном порядке).

В дальнейшем в зависимости от принятого решения проводятся соответствующие действия.

Каждый из этих этапов можно разбить на более мелкие процедуры, требующие специальных знаний. Например, необходимо определять, какой стиль поведения, жесткий или мягкий, будет уместен с тем или иным клиентом, владеть техникой телефонных переговоров, уметь составлять психологический портрет должника. Будет ли компания и ее сотрудники самостоятельно заниматься взысканием задолженности или передадут ее в коллекторское агентство — решение, которое во многом может определить эффективность взыскания задолженности и взаимодействия с клиентом-должником. Кто бы не занимался вопросом работы с дебиторской задолженностью, он должен быть обучен соответствующим методикам.

Обучиться описанным выше методам можно на тренингах по работе с дебиторской задолженностью, которые проводят практикующие специалисты. Найти подобную информацию в свободном доступе достаточно проблематично. Тренинги кардинально отличаются от любой теоретической информации своей практической направленностью и уникальными знаниями («фишками»), которые можно узнать только из первых рук.

Спасибо большое!

Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.

I am a button