Спасибо большое! Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Закрыть заявку

Введите, пожалуйста,
данные:

Потвердить
+7 (495) 780-86-87
Закрыть заявку

Задайте свой
вопрос

Потвердить
+7 (495) 780-86-87
Закрыть заявку

Введите, пожалуйста,
данные:

Потвердить
+7 (495) 780-86-87
База знаний Новости
Обратный звонок
+7 (495) 780-86-87
+7 (985) 429-50-90

Как правильно общаться с коллекторами в 2019 году

Назад в базу знаний

Как правильно общаться с коллекторами в 2019 году

Самым быстрым способом разрешения сложной жизненной ситуации является заём. Однако стоит помнить, что никто ни от чего не застрахован и ситуация может не просто измениться, а усугубиться. Приходит день, когда должник понимает, что не готов выплачивать кредит строго по графику, и первое слово, что всплывает в голове в этот момент, – коллекторы. Причем с явно отрицательной коннотацией. Не стоит поддаваться панике. Главное – владеть определенной информацией, которая поможет грамотно построить диалог с взыскателями, пока человек находится в поиске способа погасить долг. Ведь коллекторы – это обычные люди, которые выполняют свою работу.

А ДОЛГИ РАСТУТ И РАСТУТ

Стоит отметить, что задолженность населения в последнее время показывает значительный рост (за годовой период более 20%) и достигает 15,7 трлн рублей. «Доля просроченной задолженности в объеме кредитования находится на уровне 5%. Средний общий долг на одного работающего гражданина варьируется в пределах 200-300 тыс. рублей, однако разница между регионами бывает существенной. Меньше должны банкам жители Республики Ингушетия – 30 тыс. рублей на одного работающего, среди лидеров: Ханты-Мансийский автономный округ (400 тыс. рублей), Якутия (350 тыс. рублей), Ненецкий автономный округ (320 тыс. рублей). Если говорить о просроченной задолженности, то при ее общем объеме в 760 млрд рублей лидерами является Москва, Московская область и Краснодарский край. На регионы-лидеры приходится практически четверть (25%) от всей просрочки. Средний просроченный долг варьируется от десяти до нескольких сотен тысяч в зависимости от кредитного продукта», – поделился цифрами первый вице-президент СРО НАПКА Александр Морозов.

КАК КОЛЛЕКТОРЫ ВЕДУТ СЕБЯ С ДОЛЖНИКАМИ

Сама схема взаимодействия с заемщиками по сравнению с предыдущими годами не изменилась. «Раньше преобладали такие методы взыскания, как телефония, отправка сообщений и писем, реже – выезды. В суды вторичные кредиторы (коллекторские агентства) предпочитали не обращаться. После вступления в силу ФЗ-230 (именно этот закон определяет поведение коллекторов и помогает заемщику понять, как вести себя с коллекторами при встрече и по телефону), прошедшего до третьего чтения «за один спринт», стало понятно, что он не учитывает множество нюансов, которые существенно отражаются на деятельности и увеличивают риски», – отметил Александр Морозов.

К примеру, слово «звонок» может вызвать споры: можно ли считать звонком пропущенный звонок или таковым является состоявшаяся беседа по телефону? Из-за того что должник может пропускать звонки, а обязанность коллекторов – «достучаться» до него, возникают недопонимания и, как следствие, жалобы со стороны заемщика. «Все это привело к тому, что кредиторы и их представители в лице коллекторов начали отдавать предпочтение взысканию через суд, по которому не получишь штрафа за спорное нарушение. Тем более эффективность этого метода уже доказана», – заметил эксперт.

МНЕНИЕ, ЧТО «СУД МЕНЯ ИЗБАВИТ ОТ ДОЛГОВ», В КОРНЕ ОШИБОЧНО

Надо отметить, что суд невыгоден должнику: суды в 95% случаях встают на сторону кредиторов, а также к сумме долга добавляются всевозможные судебные издержки. В таком случае договориться об удобном графике платежей или попросить индивидуальные условия уже не получится.

Однако всё-таки есть одно изменение. Как отмечает Дина Буш, учредитель учебного центра подготовки профессиональных взыскателей «ДА.Коллекшн», практикующий взыскатель, сертифицированный бизнес-тренер, коуч-консультант, практика раннего просуживания более свежих долгов заняла стабильную позицию у многих кредиторов. «Многие начали просуживать чуть ли не с 30 дня просрочки, что отрицательно влияет на дальнейший прирост кредитного портфеля. Большая часть заемщиков наносит кредитору серьезные репутационные риски своими отзывами о кредитной организации, как о не вошедшей в его временно-сложное финансовое положение (что серьезно портит кредитную историю, которая повлияет и на его дальнейшую жизнь – работа, последующее кредитование). Отсюда и отток потенциальных клиентов из числа близкого окружения рано просуженного заемщика».

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПРИШЛИ КОЛЛЕКТОРЫ

Однако какой бы ни была величина кредита, если выплаты не производятся долгое время, должнику придется пообщаться с коллекторами, предварительно ознакомившись с ФЗ № 230.

Дина Буш помогла разобраться в этом законе и рекомендует должникам опираться на следующее:

  • личный визит к должнику должен совершаться не чаще 1 раза в неделю;
  • телефонные переговоры с должником должны происходить не более 1 раза в сутки/2 раз в неделю/8 раз в месяц;
  • при посещении сотрудник обязан назвать фамилию, имя, отчество и компанию, которую он представляет;
  • сотрудник должен вести диалог в рамках этики делового общения;
  • недопустимо применение физической силы, угроз, оказание психологического давления, нанесение вреда (в любой форме), в т. ч. личному имуществу (ФЗ № 230, ст. 6, ч. 2);
  • взаимодействие может осуществляться исключительно с заемщиком и лицами, выступающими его поручителями, окружением должника, которое он указал в качестве контактных лиц, имеющих право получать информацию о задолженности, которые не выразили своего письменного несогласия на их совершение.

Любые другие действия коллектора незаконны и могут привести к его исключению из реестра.

При этом, как отмечают специалисты, работник коллекторского агентства не обязан предъявлять должнику агентский договор, так как его содержание носит конфиденциальный характер.

Дина Буш также отметила, что законодательно нет различий в правах и обязанностях коллектора, действующего по агентскому договору, и коллектора, выкупившего долг. Когда кредитная организация переуступает право требования (продает) по кредитному договору коллекторскому агентству (ст. 382 ГК РФ), коллектор становится новым кредитором и получает соответствующие права на взыскание задолженности. Поэтому он вправе обратиться в суд с целью принудительного взыскания.

Как сообщают специалисты, за 2,5 года действия 230-ФЗ под надзором Федеральной службы судебных приставов (ФССП) из реестра были исключены 23 агентства, то есть около 10% от общего количества. Однако это происходит не из-за грубых нарушений, а все же по рыночным причинам: потеря рентабельности бизнеса, финансовые трудности внутри компании, переквалификация бизнеса. Лицензия отзывается в этом случае с формулировкой «прекращение деятельности». «На моей памяти лишь одно-два агентства исключили из реестра за грубые нарушения. Правда, тут мы снова оказываемся в ситуации «недоговоренности» – в законе нет четко описанных критериев оценки нарушения. Это делает механизм непрозрачным, что подвергает рынок определенным рискам», – уточнил Александр Морозов.

Однако стоит учитывать, что есть ряд нарушений, в случае которых должник имеет право вызвать полицию:

  • коллектор без разрешения должника пытается зайти на его территорию;
  • предпринимает действия по удержанию его имущества;
  • производит осмотр и опись жилья.

«Даже если коллектор имеет судебное решение, он не вправе составлять опись имущества с целью наложения ареста, так как не наделен полномочиями судебного пристава-исполнителя и правоохранительных органов», – прокомментировала Дина Буш. «Если все-таки произошло нарушение, – отметил Александр Морозов, – то для этих случаев есть НАПКА – единственная ассоциация, которая несколько лет назад создала контрольный комитет по работе с жалобами и обращениями. Каждое сообщение рассматривается в общем порядке в течение 7 дней. Закон выделяет на это 30 дней, однако понимая важность таких обращений, мы постарались максимально сократить срок рассмотрения. На днях мы запустили отдельный сайт zhaloba.napca.ru, через который можно отправить жалобу и заявить о нарушении своих прав». Одновременно с этим о незаконных действиях коллекторов можно заявить в следственные органы или прокуратуру.

РАЗГОВОР С КОЛЛЕКТОРАМИ

Стоит помнить, что профессиональный коллектор заинтересован найти решение, которое устроит обе стороны: должнику – посильный платёж, компании – возврат долга. Именно коллектор может предложить индивидуальные условия, если будет видеть заинтересованность в урегулировании вопроса. Поэтому:

  • Не избегайте общения!
  • Не бросайте трубки!
  • Сохраняйте спокойствие!

«Бывают случаи, не зависящие от агентств по взысканию, когда в реестр попадают люди, не имеющие отношения к долгу: телефоном воспользовались мошенники, ранее он принадлежал должнику, а затем куплен третьим лицом – вариантов масса, – продолжил Александр Морозов. Мы советуем уведомить коллектора об ошибке, предоставив информацию о себе и доказательства, что вы – не тот, кого ищут. По статистике, каждый второй должник хоть раз заявлял, что «он – это не он», поэтому поверить на слово компании не могут. Кроме того, вопреки общественному мнению ни одному агентству невыгодно звонить тому, кто ничего не должен: для них это потерянные деньги и время».

И последний совет от экспертов: во избежание проблем в будущем после полной оплаты кредита всегда запрашивайте справку о его погашении.

Специалисты предупреждают, что должник не должен уклоняться от возврата долга и избегать контакта с представителями коллекторского агентства. Деятельность коллекторов регулируется законом и абсолютно легальна. Должнику могут быть предложены: индивидуальная реструктуризации долга, индивидуальный график его погашения и прочие варианты, облегчающие финансовую нагрузку.

Дарья КУРАКИНА

Источник: Zaim.com

Похожий материал
Открыт набор на очный тренинг «Эффективное взыскание просроченной задолженности», который пройдет в Москве с 3 по 6 марта 2020 года

Уважаемые коллеги! Открыт набор на очный экспертно-навыковый тренинг, закрывающий любой коммуникативный тупик с должниками: «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ», который пройдет 3 — 6 марта 2020 года и  (4 дня) в Москве. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — овладеть знаниями, получить умения и закрепить навыки использования инструментов, повышающие эффективность взыскания просроченной задолженности на всех этапах просрочки. Взыскание задолженности — это […]

31 июля 2019
Новости
19 июля 2019 года завершился открытый экспертно-навыковый тренинг «Эффективное взыскание просроченной задолженности»

С 16 по 19 июля 2019 года Компанией «ДА.Коллекшн» был проведен открытый экспертно-навыковый тренинг «Эффективное взыскание просроченной задолженности». Цель тренинга: овладеть знаниями, получить умения и закрепить навыки использования инструментов, повышающие эффективность взыскания просроченной задолженности на всех этапах просрочки. Предлагаемые коммуникативные методики не выходят за рамки правового поля, учитывают положения Федерального Закона №230 и одновременно с этим […]

23 июля 2019
Новости
с 5 по 7 июля 2019 Компания «ДА.Коллекшн» завершила очередное обучение сотрудников службы взыскания АО «Райффайзенбанк»

Сотрудники АО «Райффайзенбанк» банка прошли тренинг для опытных взыскателей «ВЛИЯНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ В ПЕРЕГОВОРАХ О ВОЗВРАТЕ ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ». В результате обучения, специалисты отдела взыскания: Научились работать с различными поведенческими типажами клиентов. Научились выявлять поведенческий настрой клиента и правильно реагировать, для применения логической аргументации. Проанализировали динамику поведенческих изменений должника на той или иной выбранный стиль взаимодействия […]

10 июля 2019
Новости